SITE LOGO Суббота, 21.09.2024, 17:01
Приветствую Вас ГОСТЬ | RSS
Главная страница | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Мои файлы [227]
Наш опрос
нужен ли нам староста?
Всего ответов: 136
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Файлы » Мои файлы

Культурология. Ответы на вопросы 1 - 7.
[ ]
1)
Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание. Культура — это то,
что связано с человеческой деятельностью.
Цицерон вводит новый смысл понятия «культура». Культура — возделывание души человека.
Из этого формируются определенные качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность».
Культура противостоит хаосу, то есть «беспределу».
Культуре противостоит «культ» - исполнение обрядов, служение кумирам и идолам.
Понятие культуры
Мир людей существует настолько насколько он культурен. Важнейшим признаком культуры является
ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности.
Слово «культура» есть почти во всех языках мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение,
производимые человеком в процессе целесообразной деятельности.
С Середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей,
созданных человеком.
Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения
действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.

2)
По определению Тейлора, культура есть совокупность знаний, искусства, морали,
права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества.

Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским
этнографом Э. Тейлором в 1871 г.:

"Культура... это некоторое сложное целое,
которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи
и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества"

3)
Н.Я. Данилевский (1822-1885).

4)

В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру
цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы,
утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного
явления. Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры».
В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение
внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры,
«к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации»,
«цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель
жизни средствами жизни, орудиями жизни».
В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О.
Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры,
означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации
«острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм,
смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки,
безрелигиозность и тому подобные явления.
Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру
и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур.
Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о
специфике культуры и цивилизации. С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и
«цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры,
ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного
процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой
трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры — не только
на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей.
Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ
освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических
обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных
и мировоззренческих критериев.

5)

Главная проблема науки о цивилизации - происхождение и природа ее многообразия.
Содержание всеобщей истории - изучение борьбы цивилизаций, их развития, а также
исто-рия возникновения культур. Основные идеи Ф. Конечны сводятся к тому, что цивилизация.
во-первых, - это особое состояние групповой жизни, которое может быть охарактери-зовано с
разных сторон; «особая форма организации коллективности людей», «метод уст-ройства коллективной жизни»,
т.е. цивилизация - это социальная целостность;
во-вторых, внутренняя жизнь цивилизации определяется двумя фундаментальными
ка-тегориями - блага (морали) и истины; а внешняя, или телесная - категориями
здоровья и благополучия. Кроме них, жизнь цивилизации основана на категории красоты.
Эти пять ка-тегорий, или факторов устанавливают строй жизни и своеобразие цивилизаций,
а неограни-ченности методов как способов связи факторов жизни соответствует неограниченное
коли-чество цивилизаций.
В отечественной литературе также существует различное понимание того, что лежит в основе цивилизации.
Так, представители географического детерминизма считают, что ре-шающее воздействие на
характер цивилизации оказывает географическая среда существова-ния того или иного народа,
которая влияет прежде всего на формы кооперации людей, по-степенно изменяющих природу (Л.Л. Мечников).
Л.Н. Гумилев связывает это понятие с особенностями этнической истории.

6)

По Шпенглеру, в основе каждой культуры лежит душа, а культура - это
символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь всё живое когда-
нибудь умирает.
Шпенглер считает, что каждая культура имеет не только своё искусство,
но и своё собственное естествознание и даже свою уникальную природу, т.к.
природа воспринимается человеком через культуру.

Шпенглер останавливается на рассмотрении трёх исторических культур:
античной, европейской и арабской. Им соответствуют три “души” -
аполлоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное
тело; фаустовская душа, символом которой является беспредельное
пространство, динамизм; магическая душа, выражающая постоянную дуэль между
душой и телом, магические отношения между ними. Отсюда вытекает содержание
каждой из культур. Для Шпенглера все культуры равноправны.

7)

Феноменологи (Гартман, Лосев и др.) озабочены тем, что богатый жизненный мир человека,
наполненный красками, запахами и впечатлениями, пройдя через сознание и достигнув науки, оказывается сухим,
безжизненным. Чтобы избежать этого феноменология строит учение о бытии сознания
и разрабатывает особый феноменологический метод.

Экзистенциалисты (Хойдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Бердяев и др.)
предложили философию, в центре которой находятся проблемы уникальности
человеческого существования и сделали главным пунктом индивида,
взятого самого по себе, вне его общественных связей. Эта культурфилософия
предложила достаточно глубокий взгляд на симптомы деградации гуманистической культуры,
заставила задуматься о бедах человечества в 20 веке, дала собственно понимание тоталитаризма,
культа безудержного покорения мира и т. д.

Герменевтика это философия о бытии человека в мире и понимания этого мира
посредством языка и переживаний. Экзистенционализм выступает составной частью герменевтики.
К числу крупных ее представителей относят ведущих экзистенционалистов (Кайдеяр, Бердяев, Сартр, Лосев);
которые понимали человека как существо эстетически, этически, религиозно чувствующее.

В рамках герменевтики, как философии, и способа философствования центром
которого является интерпретация, понимание текстов. Ее представители
(Булгаков, Флорентийский. Бетти и др.) разработали учение об особой роли
языка в культуре, анализируют коммуникативные способности человека, связи
между людьми, выдвигают тему диалога культуры.

Широкое распространение в 20 веке получила аналитическая психология.
Несмотря на серьезную критику Фрейда, это учение имело многочисленных
последователей, что и предопределило оформление психоаналитической концепции
культурологии (Юнг, Фромм). Последователи Фрейда уделили много внимания
внутренним процессам формирования и функционирования личности, из которых
и выводятся культурные процессы. При этом большой вклад в культурологию вносит Юнг,
который определил психическое состояние личности, ее биологическим началом,
личным опытом, и «коллективным бессознат.», находящим выражение в мифах,
верованиях, сновидениях, произведениях искусства и т. д.
Категория: Мои файлы | Добавил: Жека | Автор: Жека
Просмотров: 1271 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2006