1) Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание. Культура — это то, что связано с человеческой деятельностью. Цицерон вводит новый смысл понятия «культура». Культура — возделывание души человека. Из этого формируются определенные качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность». Культура противостоит хаосу, то есть «беспределу». Культуре противостоит «культ» - исполнение обрядов, служение кумирам и идолам. Понятие культуры Мир людей существует настолько насколько он культурен. Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Слово «культура» есть почти во всех языках мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимые человеком в процессе целесообразной деятельности. С Середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.
2) По определению Тейлора, культура есть совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества.
Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.:
"Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества"
3) Н.Я. Данилевский (1822-1885).
4)
В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни». В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления. Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.
5)
Главная проблема науки о цивилизации - происхождение и природа ее многообразия. Содержание всеобщей истории - изучение борьбы цивилизаций, их развития, а также исто-рия возникновения культур. Основные идеи Ф. Конечны сводятся к тому, что цивилизация. во-первых, - это особое состояние групповой жизни, которое может быть охарактери-зовано с разных сторон; «особая форма организации коллективности людей», «метод уст-ройства коллективной жизни», т.е. цивилизация - это социальная целостность; во-вторых, внутренняя жизнь цивилизации определяется двумя фундаментальными ка-тегориями - блага (морали) и истины; а внешняя, или телесная - категориями здоровья и благополучия. Кроме них, жизнь цивилизации основана на категории красоты. Эти пять ка-тегорий, или факторов устанавливают строй жизни и своеобразие цивилизаций, а неограни-ченности методов как способов связи факторов жизни соответствует неограниченное коли-чество цивилизаций. В отечественной литературе также существует различное понимание того, что лежит в основе цивилизации. Так, представители географического детерминизма считают, что ре-шающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда существова-ния того или иного народа, которая влияет прежде всего на формы кооперации людей, по-степенно изменяющих природу (Л.Л. Мечников). Л.Н. Гумилев связывает это понятие с особенностями этнической истории.
6)
По Шпенглеру, в основе каждой культуры лежит душа, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь всё живое когда- нибудь умирает. Шпенглер считает, что каждая культура имеет не только своё искусство, но и своё собственное естествознание и даже свою уникальную природу, т.к. природа воспринимается человеком через культуру.
Шпенглер останавливается на рассмотрении трёх исторических культур: античной, европейской и арабской. Им соответствуют три “души” - аполлоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело; фаустовская душа, символом которой является беспредельное пространство, динамизм; магическая душа, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними. Отсюда вытекает содержание каждой из культур. Для Шпенглера все культуры равноправны.
7)
Феноменологи (Гартман, Лосев и др.) озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками, запахами и впечатлениями, пройдя через сознание и достигнув науки, оказывается сухим, безжизненным. Чтобы избежать этого феноменология строит учение о бытии сознания и разрабатывает особый феноменологический метод.
Экзистенциалисты (Хойдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Бердяев и др.) предложили философию, в центре которой находятся проблемы уникальности человеческого существования и сделали главным пунктом индивида, взятого самого по себе, вне его общественных связей. Эта культурфилософия предложила достаточно глубокий взгляд на симптомы деградации гуманистической культуры, заставила задуматься о бедах человечества в 20 веке, дала собственно понимание тоталитаризма, культа безудержного покорения мира и т. д.
Герменевтика это философия о бытии человека в мире и понимания этого мира посредством языка и переживаний. Экзистенционализм выступает составной частью герменевтики. К числу крупных ее представителей относят ведущих экзистенционалистов (Кайдеяр, Бердяев, Сартр, Лосев); которые понимали человека как существо эстетически, этически, религиозно чувствующее.
В рамках герменевтики, как философии, и способа философствования центром которого является интерпретация, понимание текстов. Ее представители (Булгаков, Флорентийский. Бетти и др.) разработали учение об особой роли языка в культуре, анализируют коммуникативные способности человека, связи между людьми, выдвигают тему диалога культуры.
Широкое распространение в 20 веке получила аналитическая психология. Несмотря на серьезную критику Фрейда, это учение имело многочисленных последователей, что и предопределило оформление психоаналитической концепции культурологии (Юнг, Фромм). Последователи Фрейда уделили много внимания внутренним процессам формирования и функционирования личности, из которых и выводятся культурные процессы. При этом большой вклад в культурологию вносит Юнг, который определил психическое состояние личности, ее биологическим началом, личным опытом, и «коллективным бессознат.», находящим выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях искусства и т. д.